2 дня - автомобильная экскурсия
Протяженность маршрута - 950 км
Сроки проведения в 2025 году:
Апрель: | 29-30 |
Май: | 10-11, 24-25 |
Июнь: | 8-9, 22-23 |
Июль: | 6-7, 20-21 |
Август: | 3-4, 17-18, 30-31 |
Сентябрь: | 14-15 |
Стоимость тура : 17 900 рублей
Два перевала, бомы, археологические памятники вдоль дороги, несколько разных озер, цветные скалы, а главное – постоянно меняющийся, но всегда завораживающий пейзаж – все это ожидает вас в путешествии.
1 день - Эдиган-Усть-Сема- Камлак- Черга– Мыюта– Шебалино- Семинский перевал- г.Сарлык- Каракол- Курота– Онгудай– р.Урсул-пер.Чике-Таман- Ильгумень-Яломанские бомы-с.Иня-Ининский мост- Песчаные стелы-Ининские колонны- слияние Чуи и Катуни– петроглифический памятник Калбак-Таш-с.Акташ-водопад Ширлак-Гезеровое озеро-Северо-Чуйский хребет-ночевка
2 день -Кош-Агачский район- Марсовы горы-Красные ворота- Мертвое озеро -обратная дорога
- Камлак (Название переводится как «место, где много шаманов». Это ландшафтный участок «Шишкулар-Катаил» (чистый луг). Здесь есть ботанический сад, где представлены более 500 видов растений. Работниками сада издана Красная книга растений Республики Алтай )
- Черга (в последней четверти – XIX века было излюбленным курортом Томской губернии и самой красивой деревней – в оценке профессора Василия Васильевич Сапожникова. В Черге соединяются старый Чуйский тракт и нынешний. Старый тракт шел через Смоленское и Алтайское. Летом здесь выпадает много осадков, зимы мягкие и солнечные. В 1980 г здесь создано Алтайское экспериментальное хозяйство Сибирского отделения РАН. Здесь же расположен единственный на Уралом зубровый питомник, где в естественной среде содержится три десятка зубров – животных, которых в начале XXв оставалось меньше полусотни.
– Мыюта (телеутская деревня, стан «Алтайской духовной миссии», с этим селом связан сюжет повести В.Шишкова «Страшый кам»)
– Шебалино (Село основано в 1883 г, выросло из купеческой заимки, было первым крупным пунктом на торговом пути в Монголию, основу местных товаров составляли пушнина, кедровые орехи, лошади и конский волос.
- Семинский перевал (находится на Дьял-Менку «Вечной гриве», 582 км, его преодолевали скифы и орды хана Батыя, в 1956 г установлен обелиск в честь 200 лет в память о добровольном вхождении алтайского народа в состав России. Подъем 9 км и спуск 11 км. Дорога проходит на высоте 1739 м, на уровне верхней границе леса. Справа гора Тияхта, горнолыжный учебно-тренировочный центр «Семинский перевал», спуски с подъемниками 1100 и 700 метров. Устойчивое снежное покрытие в середины ноября и начала мая )
- г.Сарлык (Гора Сарлык – самая высокая вершина Семинского хребта, высота 2507 м над уровнем моря. Здесь рождаются реки бассейнов р.Семы и р.Туэкты. Название животного, родственного яку. Главная вершина Семинского хребта, тянется 150км от Маймы почти до с.Усть-Кан. Гора Бабырган также относится к системе Семинского хребта. На юге хребет граничит с Теректинским хребтом, отделяясь от него долиной реки Урсул. Лысая вершина горы Сарлык имеет сглаженную форму и большую часть времени находится под снегом. Восточный склон представляет собой цирк из почти отвесных скал (около 100 метров высоты), на дне которого находятся Туюкские (или Куратинские) озера.)
- Каракол (площадь Каракольского природного парка «Уч-Энмек» 60551га, из них 10 га отведено под заповедую зону, где запрещается любая деятельность, 4777га – экскурсионные маршруты при обязательном сопровождении гида)
- Курота (В Куроте есть ответвление дороги от тракта в сторну Нижней Талды и далее через Ороктойский перевал в Ороктой. Эта дорога доступна для хорошего внедорожника )
– Онгудай (Расположен на полпути от Бийска до Ташанты (635й км тракта) на высоте 860 м над уровнем моря, на реке Урсул. Основано в 1626г.)
– р.Урсул («Оро – суу» река в яме, рву. Река используется спортсменами-водниками в связке с Катунью)
- Чике-Таман (Горный перевал Чике-Таман («плоская подошва») пожалуй самый сложный участок Чуйского тракта. Дорога проходит на высоте 1295м. Подъем – 7км, спуск – 4 км. Перевал является водоразделом рек Малый и Большой Ильгумень. Перевал Чике-Таман в нынешнем его виде был построен лишь в 80х гг ХХ века. Есть и другая дорога, отстроенная в 1920гг по которой можно проехать и сегодня. Зигзаги той дороги (особенно так называемый «тёщин язык») видны с новой трассы, а перевальные вершины находятся в нескольких десятках метров одна от другой. )
- Ильгумень (После Чике-Тамана спускаемся в долину Большого Ильгуменя (Уленгем- большая река). Малый и Большой Ильгумень имеют свои истоки на Теректинском хребте, под одноименной горой (2618м). Текут реки параллельно одна другой в восточном направлении. Их разделяет водораздельный отрог Теректинского хребта, на котором находится перевал Чике-Таман. Затем реки поворачивают почти на 90 градусов, одно впадает в Урсул, другая (Большой Ильгумень) – в Катунь. На Катуни, в месте впадения Большого Ильгуменя, находится Ильгуменский порог.)
-Яломанские бомы (По старому Чуйскому тракту от урочища Кур-Кечу до Кош-Агача насчитывалось 22 бома. На протяжении отрезка Купчегень-Иня действовали паромные переправы, так как из-за отвесных скал вдоль берегов Катуни дорога перекидывалась с берега на берег. Однако переправляться через бурные потоки реки было опасно, а во время большой воды практически невозможно. Помимо того очереди на паромы часами задерживали транспорт у каждой переправы. Ведь строительство Чуйского тракта шло полным ходом, по трассе проходили сотни автомобилей в сутки. К тому же порой мощное течение реки и вовсе обрывало стальные тросы паромной переправы . В течение почти трех месяцев регулярно раздавались взрывы, расчищавшие новую дорогу среди неприступных скал. Весной 1933 года по месту, которое считалось непроходимым, проехал первый автомобиль. Работы на остальных бомах продолжались теми же темпами еще в течение года. 12 июля 1934 г для проверки качеств новой дороги стартовал первый Западно-Сибирский автопробег Бийск-Кош-Агач-Бийск.)
-с.Иня
-Ининский мост (Построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, студента Московского автодорожного института, который был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Цаплин со студенческой скамьи увлекался теорией висячих мостов. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через Катунь на данном участке дороги осуществлялось с помощью паромной переправы. Строительство моста началось в декабре 1934 года. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. После завершения работ всех заключённых обещали амнистировать, поэтому у моста было ещё одно название – «дембельский». Работы велись как днём, так и ночью при свете фонарей. 1 мая 1936 года мост был открыт.)
- Песчаные стелы (Невероятные формы, точнее, микроформы рельефа в виде песчаных столбов-колонн высотой 8-10 метров. Разнообразные природные явления за многие тысячи лет выточили на песчаном откосе вертикально ориентированные странные, экзотические, редкие формы рельефа. По всей видимости, они не долговечны)
-Ининские колонны (Предполагается, что стелы являлись основой культового комплекса, функционировавшего в долине Катуни свыше пяти тысяч лет назад. С тех пор эти камни считались культовыми объектами и использовались разными народами в соответствии с существующим у них обрядовым каноном. Так в раннескифскую эпоху на одну из стел были нанесены изображения пояса и чекана, что было характерно для изображений на стелах того времени. А в эпоху древних тюрок спустя несколько веков, стелы, по-видимому, уже лежащие на земле, были использованы в качестве ограждения поминального сооружения. Упавшие под гнетом времени стелы, в 80-е годы XX века были подняты с земли археологами и установлены в предполагаемом первоначальном положении. Тогда археолог Кубарев В.Д. нашел на восточной окраине села Иня лежащие и частично заросшие землей три длинные стелы. Высота самой высокой стелы превышала 4 метра. Все стелы были установлены в предполагаемом первоначальном положении лицом на север.)
- слияние Чуи и Катуни (Причудливо извиваясь, дорога приводит нас к слиянию рек Чуя и Катунь. Сверху хорошо видно, как темные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь и какое-то время две струи разного цвета, идут параллельно друг другу постепенно растворяясь. В этом месте многие туристы, согласно старинному обычаю, складывают небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким)
– петроглифический памятник Калбак-Таш (Калбак-Таш, на самом деле Ялбак-Таш, в переводе Ложка-Камень - это пологая скала в форме зиккурата, вся покрытая петроглифами - изучено 3723 изображения, а их общее количество оценивается до 5 тысяч. Здесь скалы покрыты тысячами наскальных рисунков, начиная от сцен охоты или быта, и заканчивая мистическими знаками, непонятных для нас религий ушедших времен. Самыми распространёнными картинками являются изображения животных, распространённых на Алтае, это быки, олени, волки, барсы. Часть петроглифов с трудом поддаются какой-либо интерпретации. В них вполне можно разглядеть и людей в скафандрах и космические корабли и необычных животных. Интересно, что многие подобные рисунки фантастических зверей были найдены по всей центральной Азии, в Пакистане, Монголии. Все петроглифы выбиты каменными или металлическими орудиями в основном точечной техникой.)
-с.Акташ
-Водопад Ширлак (Водопад Ширлак на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Название водопада Ширлак звучит на южно-алтайском языке как «чорлок» и переводится на русский язык как «капля» или «журчащий». Но есть у него и народное название – Девичьи слезы. В далекие-далекие времена, когда на Алтай в очередной раз случился набег Джунгаров, некая девушка бежала вместе с братом. Они спасались от преследователей, и даже почти оторвались… Но бежали они по небольшой ложбине, которая заканчивалась крутым обрывом. Если бы их настигли, им пришлось бы сдаться в плен врагам. Поэтому им ничего не оставалось, кроме как броситься со скалы. Естественно, они разбились из-за прыжка с такой высоты. Но с тех пор, согласно легенде, со скалы бежит тонкий поток воды – те самые Девичьи слезы. Водопад падает вниз с 10-метровой высоты, образуя в солнечный день радужное сияние, а зимой становится огромной ледяной сверкающей колонной, покрытой причудливыми замерзшими каскадиками красивого голубоватого оттенка. )
-Гезеровое озеро (Гейзерное или гейзеровое озеро на Алтае (оно же Голубое и Серебряное). До озера идёт обустроенная тропа, около 500 метров, по деревянному настилу через зыбучую болотистую местность. Глубина водоёма около 2 метров, диаметр около 30 метров. Главная особенность – родники бьющие посередине озера и выносящие на дно голубовато-синий ил, рисунки которого образуют красочный и причудливый вид. Интересно, что ключи, бьющие в центре озера, не похожи на гейзеры, извержений горячего пара и газов здесь нет, и поверхность воды всегда гладкая. Оживая, родники вбрасывают на дно озера смесь голубой глины и песка, которая не перемешивается с водой. Глина размывается по озерному дну, создавая круги, овалы в произвольном порядке, принимающие затем разнообразные формы и рисунки. Подобные водоемы встречаются в Йеллоустоунском заповеднике США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью.)
-Северо-Чуйский хребет (В северной части Центрального Алтая расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, ограничен с запада глубокой долиной Аргута. Несколько примерно параллельных хребтов, из которых он состоит, получили названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Высота снеговой линии на северных склонах – около 2000 м, на южных – 3100 м и выше. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части горного узла Биш-Иирду («Пять остриев»). Средняя высота хребта здесь около 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м. Всего на хребте 168 ледников общей площадью 177 км.кв )
-ночевка у речки недалеко от дороги в палатке
2 день
-Кош-Агачский район (самый высокогорный на Алтае. Средняя высота – более 2000 м над уровнем моря. Территория занимает около 2 000 000 гектаров. Здесь пересекаются границы России с Монголией, Китаем, Казахстаном. В 15 селах района проживает 20 000 человек. Районный центр Кош-Агач основан русскими купцами в 1801 году. Здесь проходили древние торговые пути в Россию из Китая и Монголии. В горах, покрытых ледниками, лежат истоки двух крупных рек – Чуи и Аргута. Здесь находится плато Укок, зона покоя, внесенная в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО». Буддизм, христианство, ислам – три мировые религии, тибетская, мусульманская, европейская – три культуры, казахский, алтайский, русский – три языка. Теленгиты, казахи, русские, представитель других национальностей живут в районе.)
- Марсовы горы (В селе Чаган-Узун направимся в урочище Кызыл-Чин, которое называют «Алтайским Марсом» из-за инопланетных пейзажей красно-оранжевых оттенков. Глиняные горы здесь окрашены в пёстрые оттенки из-за реакции различных минералов. Если позволит погода, пройдём пешком по ущелью и доберёмся и до более пустынного «Марса-2. Дорога 7 км от поселка Чаган-Узун до Марса не асфальтирована, ехать сложно.
-Красные ворота (Узкий, извилистый поезд между отвесными скалами красного цвета, сложенных из разноцветных магматических горных пород, образовавшихся в результате застывания лавы. Розово-красный оттенок им придает киноварь (ртутная руда), которая содержится здесь в больших количествах. Высота скал около 50 метров. Через Красные ворота проходит участок Улаганского тракта. При прокладывании этой дороги узкий проход был расширен с помощью взрывных работ. Текст на скале передает искренне счастье человека, вернувшегося домой живым с Великой Отечественной Войны : «С.Д.Куюков 16 мая 1946 г. С богом возвращаюсь на РОДИНУ!!!». Это единственная надпись, которую волонтеры (во время проведения экологической экспедиции по очистке скал от вандальных надписей) оставили в знак уважения к ветерану и как память о событиях тех лет. Пороги реки Чибитка (охра, желтый цвет). Река действительно имеет желтый цвет, особенно во время паводка.)
-Мёртвое озеро (через 4км после Красных ворот, другое название «Чайбекколь»- «вытянутое в длину озеро» имеет сильно вытянутую с севера на юг форму, занимает впадину, образовавшуюся по линии Чайбеккольскиго тектонического разлома на границе Курайского и Айгулакского (слева) хребтов. В период оледенения впадина была занята ледником. Озеро расположено на высоте 1949м. Его длина – 2730м, максимальная ширина – 420м. Местные жители назвали озеро Мертвам из-за того, что в нем раньше не было рыбы. Но сегодня оно уже не мертвое – местные жители запустили сюда рыбу, которая с успехом размножается. В озере водятся щука, осман, гольян. Порыбачить можно, получив разрешение.)
-обратная дорога